Инновационный электронный журнал на русском и английском языках - история, теория и практика театра

Хроники пустого дома. Отчеты Кинси.

Психологической основой для построения любой научной теории является уверенность, что, помимо внешней стороны явления, существует внутренняя, и она структурирована. В случае театрологии вы должны быть заранее убеждены в том, что взаимодействие спектакля и зрителя не является хаотическим нагромождением индивидуальных эмоций, а сложной системой, поддающейся анализу.

В качестве примера. Всякому человеку кажется, что его оргазм является неописуемым, не поддающимся точной формулировке переплетением сугубо индивидуальных ощущений, аллюзий и эмоций. Разрушило это представление публикация отчетов Кинси «Сексуальное поведение самца человека» и «Сексуальное поведение самки человека», выявившая массу закономерностей и подтолкнувшая цикл совершенно новых исследований не только в сексологии, но и психологии в целом.

Кинси, кстати, не был психологом. По специальности он был зоолог. Я думаю, это было важно: исследование животных не подразумевало ведение с ними долгих разговоров и поиска индивидуальных черт, провоцировало поиск общих реакций. Метод исследования Кинси был в целом элементарен (и полон недостатков) − тестирование, но обработка результатов и анализ их позволяли делать очень интересные обобщающие выводы. Принципиальным было отвлечение от личности каждого отдельного испытуемого, от его личной истории и личных человеческих качеств. Оказывается, помимо этого, много еще остается.

Подобный ход был бы очень важен для исследования театра, особенно в том, что касается восприятия спектакля зрителем. Взаимодействие ключевых фигур в этом пространстве − актера-человека, актера-персонажа, зрителя-человека, зрителя-клетки, воспринимающего театр общества, и т.д. Между ними, обеспечивая это взаимодействие, перемещаются агенты: эмоциональные, вербальные, информативные. Необходимо только отвлечься от оценки спектакля или, по крайней мере, не воспринимать ее буквально (как самооценку пациента), но лишь как средство выявления культурного горизонта или эмоциональных приоритетов.

Чтобы повысить степень достоверности результатов тестирования, было бы полезно сравнить их с физиологическими данными, измеряемыми во время спектакля, хотя бы основными: кровяное давление и частота сердцебиения, температура тела и т.д. Хорошо было бы померить уровень эндорфинов в крови до и после спектакля. Но начинать, похоже, придется все с того же анкетирования, дешево и сердито.